"Оплатил проезд по дорогам, но попал на штраф". Как ипэшник платил за ошибку оператора BelToll

13 февр. 2018 г. 17 Просмотров

Шесть лет назад супруги Ольга и Сергей решили: «хватит работать на дядю, надо работать на себя». Глава семьи стал ипэшником, одолжил денег и купил самосвал. Однако отдать долги и заработать у него не получилось: из-за ошибки оператора, оформляющей договор на оплату проезда по платным дорогам, автомобилист попал на огромный штраф. Теперь мужчина ходит по судам и пытается вернуть несправедливо взысканные с него деньги.

— Эх… Ходили тогда по родственникам и знакомым, просили взаймы денег. Наодалживали в 2012 году и за 29 тысяч долларов купили самосвал МАЗ-5516, — вспоминает предысторию Ольга.

Машина была неисправна, поэтому еще год ушел на ремонт авто. Самосвал привели в порядок незадолго до Нового, 2013-го года.

— Хоть и сидели в долгах, как в шелках, но машину поставили на колеса и очень были этому рады. Еще надо было потратиться на установку бортового устройства для оплаты проезда по платным дорогам — и можно работать и зарабатывать.

Оформлять договор на оплату проезда Сергей приехал на АЗС № 16 «Белоруснефть», расположенное на 376 км трассы М1/Е30, возле поселка Сокол.

— МАЗ был на транзитных номерах — на них и составили договор с приложением. А на следующий день, при постановке авто на учет в ГАИ, выяснилось, что оператор записала нашу машину как автобус.

Для устранения этой ошибки и получения документов на оплату дорог на новые постоянные номера Сергей сразу же поехал на ту же заправку.

— Оператору нужно было выписать новое приложение к договору — там фиксируется номер автомобиля. Но тут получился сбой в программе: беспрерывно начали выходить какие-то чеки, а сотрудница, которая должна была оформлять документы, начала звонить на инфолинию — выяснять, в чем дело.

Из-за этого инцидента заполнение документов растянулось на полчаса, а на улице возле окна АЗС образовалась очередь из водителей.

— Потом девушка отсканировала технический паспорт на авто и дала мужу на подпись новое приложение, которое ей все же удалось сделать, но в нем были неправильно напечатаны буквы из номерного знака: вместо 8595 АН-5 она набрала — 8595 FY-5, видимо не перевела шрифт на клавиатуре с английского на русский.

Сергей заметил ошибку и обратил на нее внимание оператора. Но та ответила, что эти графы в приложении печатаются английскими буквами, по другому она ввести их не может, что это не является ошибкой, так как договор составлен в двух экземплярах: на русском и английском.

— Оператор сказала, что в базу данных был отсканирован техпаспорт авто, попросила побыстрее расписаться и не создавать очередь. Сергей подумал: наверное специалисту виднее, и подмахнул документ.

До апреля 2014 года Сергей работал на своем самосвале. Оплату проезда по платным дорогам мужчина исправно вносил авансовым методом на той же АЗС, где заключал договор. Проезжая под контрольными рамками устройство «пикало» — значит, деньги списывались.

— А через четыре месяца, 17 апреля 2014 года от транспортников приходит штраф на 130 евро. Мы конечно удивились: как, за что? Взяли детализацию — деньги у нас списались в полном объеме.

В последующие пять дней ипэшнику пришло еще пять штрафов по 130 евро каждый, на общую сумму — 780 евро.

Фото: Юлия Комарова

— Чтобы понять, что же такое произошло, мы поехали в офис ГУ «Белавтострада». Их сотрудники минут 20 сидели и думали, как такое возможно: деньги со счета списались, откуда же штраф? А потом выяснилось, что при заполнении документов оператором на АЗС произошла ошибка: неправильно ввели буквы номера.

После этого супруги начали переписку с ГУ «Беластострада», пытались объяснить, что нет вины автовладельца в том, что оператор неправильно внесла данные в приложение к договору, а поэтому и штрафы следует отменить. Да и нет в Беларуси машин где бы в номере присутствовали латинские буквы.

— Но на все претензии нам приходил ответ: штраф отменить нельзя. Якобы, надо было смотреть, что подписываете. Объяснения мужа о том, как обстояло дело, когда он оформлял документы на предприятии в расчет не взяли, а также не учли, что деньги со счета он оплачивал в полном объеме.

Супругам ничего не оставалось делать, как отправиться с исками в суд, однако и там их ждала неудача. Пара хотела, чтобы суд признал акты, выданные Транспортной инспекцией, недействительными. Но экономический суд, апелляционная инстанция, а потом и Верховный суд отказали им в этом.

— На суде транспортники сообщили, что в их компетенцию не входит проверять, правильные ли в документах данных. Бортовое устройство оказалось не персонализированным к настоящему номеру машины (на него и выписали штрафы), а предназначалось на авто с номером 8595 FY-5.

— Штрафы заплатить все же пришлось. На эту ушли все «детские» деньги, которые я получила перед рождением второго ребенка. Плакала тогда очень…

Однако супруги до сих пор недоумевают: куда девались деньги, списанные за оплату проезда по платным дорогам и почему плюс к этой сумме Сергею еще дали штраф? Почему из ГУ «Белавтострада» или ИООО «Капш Телематик Сервисиз» ипэшнику сразу не сообщили, что несмотря на установленное в авто бортовое устройство, ему было засчитано нарушение?

— Создается впечатление, что перевозчиков специально «подставляют» на штраф. Знаю, что мы не первые попали в такую ситуацию, но и другие люди ничего не смогли отсудить

15 июня 2015 года вступили в силу изменения в законодательство, по которым «ошибочно внесенные сведения о регистрационном знаке транспортного средства в базу данных при оформлении договора на пользование платными дорогами и подтвержденные самим пользователем при подписании договора, не классифицируются как нарушение порядка внесения платы за проезд в форме неполной оплаты».

— После того, как вышло постановление мы написали еще одно обращение во все три причастные к делу инстанции: транспортную инспекцию, «Капш Телематик Сервисиз» ИООО, ГУ «Белавтострада». Но, увы, это ничего не решило — деньги нам е вернули.

Недавно ипэшник подавал иск в экономический суд Минска на ГУ «Белавтострада» — на этот раз Сергей хотел взыскать сумму уплаченного им штрафа. Но и в этот раз его требования не были удовлетворены. По какой причине — ипэшник не знает: мотивировочная часть из суда не дошла до него, хотя после судебного заседания прошло более 10 дней.

Фото: Максим Пушкин, TUT.BY

За комментариями AUTO.TUT.BY обратился в два ведомства: ГУ «Белавтострада» и ИООО «Капш Телематик Сервисиз».

— Оператор на АЗС — это не наш сотрудник, а специалист «Белоруснефть». Он заключал договор от нашего имени. Почему он допустил такую ошибку я сказать не могу. У девушки взяли объяснительную, выяснилось что у ипэшника в момент заключения договора никаких претензий не было, — пояснили в ГУ «Белавтострада». — Но почему пользователь, видя, что в документах не его регистрационный номер подписал договор? Тем самым он согласился с тем, что все сведения внесены в договор верно.

В ИООО «Капш Телематик Сервисиз» отметили, что то, что индивидуальный предприниматель называет «штрафом» является — оплатой в увеличенном размере.

— Все шесть нарушений за автомобилем с регистрационным знаком АН85955 были зафиксированы в период с 08.04.2014 по 17.04.2014, т.е. в течение десяти календарных дней, а не 4 месяцев. Весь этот период авто имело как обязательства по оплате проезда по платным дорогам, так и обязательства по оплате в увеличенном размере в случае нарушений. Нарушения порядка взимания платы за проезд зафиксированы в отношении машины с регистрационным знаком АН85955, а не FY85955, т.е. того, который существует. Нарушения в отношении этого автомобиля были сформированы по причине проездов с устройством электронной оплаты, не персонализированным для регистрационного знака данного транспортного средства.

С 1 ноября 2015 г. пользователь платной дороги, заключивший договор пользования платной дорогой, через личный кабинет на официальном сайт компании может ознакомиться с информацией о зафиксированных нарушениях и их типах (неоплата и (или) неполная оплата), за которые плата в увеличенном размере не внесена.


Информация взята с сайта Tut.by